Холст, масло. 102 на 132 см
Пресноту парусов
Оттесняет назад
Одинакость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
Оттесняет назад
Одинакость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
Б.Пастернак «Морской мятеж», отрывок
На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные
для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в
разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы
русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.
Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма,
даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные
капли ливня. Мы находимся в картине.
Всё кругом перевернулось, небо слилось с
морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой
пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение
может обернуться гибелью.
Впереди слабо виден накренившийся корабль. С него бегут люди, одна
шлюпка спускается на воду, другая уже подхвачена лихими волнами, и люди в
ней изо всех сил борются за свою жизнь.
Рассмотрим детальнее стаффаж: шлюпку на волнах. Однако в этой картине она является скорее не второстепенным элементом, а своеобразным центром.
Стаффаж (от нем. Staffage
– украшение картин фигурами) – в пейзажной живописи так называют то,
что не относится к пейзажу (фигуры людей, животных, птиц).
Изображались для оживления вида картины. Часто стаффаж рисовался не
автором картины, а другим художником.
В шлюпке изображены тринадцать человек. Некоторые съёжились в страхе,
кто-то вцепился в края лодки, один из них гребёт, на носу мужчина
(страха не видно ни в его лице, ни в позе) высматривает спасительную
дорогу. Видим мы и человека в красной рубашке, потрясающего кулаком на
море. Но есть среди этих людей и кое-что необычное, чего сразу и не
замечаешь: седовласый, бородатый мужик в жилете смотрит вдаль и машет
шляпой…
Что это? Что увидел он? Землю?
Но земля представлена скалами, таящими в себе смерть. Нет, мужчина заметил радугу! И он радуется этому.
И действительно, радуга предвестница конца шторма, и если посмотреть
на небо, то увидим, что в некоторых местах оно стало проясняться.
Осталось продержаться ещё немного, и люди будут спасены.
Радуга здесь метафорична, и, возможно, отсылает к библейской истории о
том, когда Бог простил Ноя, после Всемирного потопа, на небе появилась
радуга.
Настроение этой картины можно воспринимать по-разному, всё зависит от
зрителя. Она может казаться и оптимистичной, вселять надежду, а может
вселять и ужас перед величием и несоизмеримой мощью природы.
Написана картина в 1873-ем году. Сейчас хранится в Третьяковской галерее. Окончательное название «Радуга» получила не сразу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий