понедельник, 16 июля 2012 г.

Василий Григорьевич Перов, «Охотники на привале»

Живопись XIX в.

Василий Григорьевич Перов, «Охотники на привале», «Тройка»



Холст. Масло. 400 Х 600.
Василий Григорьевич Перов. 1871 г.

Картины Перова знакомы всем с детства. «Утопленница», «Охотники на привале», «Тройка» часто встречаются в книжных изданиях, репродукциях, даже в настенных ковриках. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске в семье губернского прокурора. Родившись до брака родителей, он получил фамилию крестного отца – Васильев, но впоследствии художник отказался от нее, оставив за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе, затем в 18 лет переехал в Москву, где стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Одна из первых картин Перова была удостоена большой золотой медали и права на стипендию для поездки за границу.

В начале 60-х гг. художником написана картина «Сельский крестный ход на Пасхе», принесшая ему первую известность. На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами после праздничной пасхальной службы. С жестоким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Духовные ценности представлены на полотне в извращенном, искаженном виде. Повернутый вниз ликом Христос, облупившаяся икона в руках поющей женщины на переднем плане – все это символы втоптанных в грязь идеалов христианства.

Картина произвела на современников сильное впечатление благодаря контрасту между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. Одновременно она вызвала протест церкви, была снята с выставки, запрещена к показу и воспроизведению.

1862-1864 гг. Перов провел в Париже, где изменился его живописный язык, раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют картины, написанные им по возвращении в Россию, на которую он посмотрел уже другими глазами. Создав цикл картин, куда входили «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», Перов превращается в «поэта скорби». Каждая из этих картин – законченная новелла о человеческом горе.

В «Тройке» автор направляет движение картины на зрителя, обращая к нему изможденные лица детей, чем добивается почти плакатного эффекта («А ты помог сиротам?»). Остро переживая несправедливость мира, художник приближается к Некрасову и Достоевскому, осуждающим устои современной им жизни и не желающим платить «слезинкой ребенка» за Царство Божье. Тема картины, типажи детей, некоторая жестокость в сюжете картины – все служит наглядным выражением отношения автора к существующему миру.

Следующее десятилетие творчества художника ознаменовалось поисками идеала. Их итогом стали портреты многих видных писателей: Достоевский, Майков, Даль, Тургенев, Островский – вот далеко не полный перечень великих личностей, портреты которых были написаны художником по заказу П.М. Третьякова.

Вместе с портретами Перов продолжает писать жанровые сценки из жизни простых людей. Таковой является, в частности, картина «Охотники на привале», главные герои которой – чудаки, идеалисты, романтики, находящие отраду в общении с природой.

Последнее десятилетие жизни и творчества Перова было отмечено болезнью, одиночеством и усиленной работой. В эти годы рождается новый Перов – исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Изменяется и живописный язык художника. Мастер как будто торопится высказать многое, обращается то к одному, то к другому сюжету, многие работы начинает, но не заканчивает. Его воображение рисует все новые замыслы, но отсутствие здоровья и сил мешает их воплощению. В 1882 г. художник умирает от чахотки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий